Rambler's Top100

Даосизм, духовная экология

Даосизм,

духовная экология

Беседа с Идрисом Лаором 

Сианс де ла Консианс:  Даосизм вызывает повышенный интерес у многих людей на Западе. Но Вы говорили, что этот интерес объясняется незнанием. Не смогли бы Вы пояснить Ваше замечание?

Идрис Лаор:  Даосизм, о котором я хочу с Вами поговорить, это не искаженный и поверхностный даосизм людей на Западе, увлеченных экзотикой, которые любят демонстрировать символику Дао, Инь и Ян, вплоть до того, что ее можно увидеть на косметических изделиях или даже на банках с консервами для собак. Даосизм, о котором говорю я, был мне передан моим дедом. Он добрался до Китая, в самое сердце этого учения (еще до Красной Революции), установил прямые отношения с одним из учителей, который и передал ему свои знания, а эти знания передавались от отца к сыну, от наставника к ученику. Мой дед стал учеником этого учителя, а я, в свою очередь, - учеником моего деда.

Я не утверждаю, что смогу раскрыть все, что содержит даосизм, я даже вряд ли смогу в полном объеме объяснить то, что называют религией даосизма. Я склонен считать, что следует говорить о религиях, а не о религии, не о даосизме, поскольку он включает в себя столько направлений, сколько вы не найдете в других религиях. Практически, можно сказать, что у каждой эпохи и даже у каждого отдельного региона имеется свой собственный даосизм. Даосизм - это, прежде всего, религия отдельного места, отдельной страны. Кстати в Китае это название так и расшифровывается: «Религия данной местности» или «Религия данной территории».

Сианс де ла КонсиансВы отождествляете даосизм с духовной экологией. Поясните, пожалуйста.

И. Л.: Согласно философии даосизма, судьба человечества и Земли неразрывно связана. В экологическом отношении, учение даосизм первым развило понятие и идею о взаимозависимости между различными (растительными и животными) мирами и окружающей средой. В духовном плане, само понятие «Дао» сводится к следующему. Человек служит связующим элементом между землей и небом. И если человечество начинает вырождаться, эта связь нарушится. Земля в таком случае не выживет, что приведет к полной неразберихе в мироздании.

Эти идеи четко развиты в рамках 4-ого Пути Селимом Айсселем. Так, например, одним из важных аспектов даосистской традиции является связь между физическим телом человека и временем, обществом, местом, в котором он живет. И все это увязывается с космосом: иногда это называют законом целостности .

Некоторые основные стороны, о которых, к сожалению, мало кто знает на Западе, позволяют Вам лучше понять, в чем именно состоит «духовная экология» даосизма. К даосизму нужно подходить, как к одному из направлений, берущих начало в древнейших школах мистики, которые произвели на свет различные религии, а главное - то, что заложено внутри религий как сердце эзотерической мудрости и истинной духовности, в которой действительно нуждаются те, кто этого желает. По этой причине, даосистские обряды не могут быть отнесены к разряду коллективного спасения.

Путь всегда является путем каждого отдельного человека, стремящегося к озарению, к раскрытию себя, к бессмертию.

Учителя «Дао», называющие себя «Друзьями в Пути» (слово «Дао» означает Путь), считают, что даосизм практикуется среди людей, то есть в обществе. Речь идет о развитии физического тела, а все это взаимосвязано и составляет единое целое с космическим телом.

Скромный и умный даосист не должен выделять себя среди остальных людей. Ни его особый режим питания, ни разработанные упражнения медитации, которыми он занимается, - ничто не должно отличать его от других. Окружающие его люди тоже не должны его выделять. Такова цена его собственной свободы развития.

Сианс де ла КонсиансКажется, даосистских мудрецов называют еще «Учителями Цзи»?

И.Л. Да, это так. И вот почему. Космология даосизма в целом представляет собой следующее. Изначально существует космический хаос, включающий все миры, все космические вселенные в беспорядочном состоянии. Под воздействием «Дао» этот космический беспорядок приходит в циклическое движение. В определенные моменты времени он высвобождает силы, которые называют «Цзи» или еще «дуновения». Эти дуновения разделяются на две части: одни стремятся подняться вверх, чтобы образовать небо, другие спускаются, чтобы формировать землю. Речь здесь идет о первых двух принципах, с которыми соединяется третий. Это третий принцип даосисты называют «силой примирения»  или «центральной силой».

Эти три силы образуют первоначальную триаду. В противоположность тому, что  большинство из тех, кто пишут о «Дао», говорят о его двойственности, в действительности же даосизм как раз является религией, которой неприемлем двойственный характер. Ее можно определить как недвойственная триада. Циклическое движение этих трех сил триады порождают то, что китайцы называют 10 000 существ. Вот так выглядит этот созидательный процесс. Все существа в действительности являются производными циклического движения этих трех сил. Это говорит о том, что одно существо отражается в другом. Человек при этом рассматривается как самое высокоразвитое и как самое сложное создание.

Даосисты уже знали, с определенной точки зрения, принципы квантовой физики и астрофизики, то есть они считают, что одно воздействие на часть созидания, каким бы маленьким оно ни было, оказывает влияние на всю остальную часть этого созидания.

Даосизм, таким образом, предупреждает: если разрушить самую маленькую частицу созидания, это разрушение чревато опасностью отозваться на всем остальном. Даосистские учителя сказали бы так: уничтожая насекомых, растительный мир, животных, человек уничтожает в конечном итоге самого себя, а вместе с собой и всю планету.

Как не вспомнить в этой связи Эйнштейна, который говорил, что человечество исчезнет через четыре года после исчезновения пчел с поверхности земли. Остается лишь надеяться, чтобы это пророческое высказывание не оправдалось. И в то же самое время как не опасаться за судьбу планеты, когда знаешь, что пчелы находятся на грани вымирания, в частности, во Франции, где сельское хозяйство необузданно увлекается применением пестицидов и других химикатов.

Даосизм всегда рассматривался как путь к поиску бессмертия. И не исключено, что именно этот поиск «долголетия» позволил ему выжить, несмотря ни на какие происки, в частности, имперские, а потом коммунистические.

Как и чем подпитывать жизнь, с помощью каких продуктов, каких энергий, каких дыханий? Как лишить человека возможности подпитывать все неизменное в нем и что ему мешает продлить свою жизнь? Человеческое существо находится в состоянии непрерывного циклического развития. Но чтобы это развитие было возможным, следует, по наставлению даосистских мудрецов, чтобы его душа или его внутренний мир жили достаточно долго, чтобы достигнуть необходимой зрелости. Если этого не произойдет (к примеру, преждевременная смерть), эти души, эта сущность человека останутся связанными с землей, с местом, с территорией и не смогут больше развиваться.

Можно было бы еще говорить о блуждающих, странствующих душах - привидениях. Речь в таком случае идет о том, что если человек не развивает своей души в течение жизни, его душа вырождается или загнивает, и дело кончается тем, что она снова ассимилируется с земной материей, и тогда прекращается ее развитие.

Одна из задач духовной деятельности даосистских учителей состоит в том, чтобы помочь этим заблудившимся душам вновь найти путь Дао, вновь объединить цикл рождения и смерти, чтобы продолжить развитие.

Сианс де ла Консианс:  Можно ли считать, что эволюция человечества послужит залогом будущего земли?

И.Л.: Все взаимосвязано. Даосистские наставники напоминают алхимиков, пытающихся превратить физическое тело в более неуловимую энергию, способную развиваться циклично за пределами жизни. Как если бы это физическое тело очистилось, чтобы развиваться, или если бы первое физическое тело преобразовалось во второе, менее физическое, в третье, еще тоньше, в четвертое, почти духовное. Эта алхимия, это преобразование, эволюция возможны лишь благодаря целенаправленному упорному труду, который у даосистских учителей называется «самокультурой» или еще «наведением порядка и дисциплины питания».

«Навести порядок» означает создать новый космос за пределами мира хаоса и обеспечить его соответствующим питанием.

Навести порядок и разработать питание, чтобы развиваться. Это может быть возможным лишь при условии, если человек идеально сольется с естественной окружающей средой. И не только с окружающей его средой, но и с космическим миром. Это означает, что он должен в совершенстве знать свое физическое тело, должен в совершенстве знать окружающую среду. Наконец, даосистская космология считает, что территория, время и человек, который живет в этих категориях, имеет космический смысл. И это надо понимать, понимать конкретно, а не подходить к этому теоретически.

Отправной точкой этой трансформации, этой даосистской алхимии является работа в микрокосмосе, а именно работа над самим телом. Это достигается с помощью знаний энергий, «дыханий» внутри самого тела. Все виды упражнений основаны на этом знании, которое затем связывается с познанием энергий, дыханий в природе, окружающей человека (а общественная среда является ее частью). Вот тогда-то человек способен познать эти самые энергии, эти самые дыхания, в мире, в мирах и во всей вселенной.

В этой связи вспоминается известный принцип сторонников Платона, который гласит: «Познай себя, и ты познаешь вселенную и богов». Эти слова написаны на фронтоне храма в Дельфах. Духовный труд всегда связан с работой над материальным телом. Ученики изучают определенное количество упражнений (например, медитация в сидячем положении), а также ряд других физических упражнений, из которых позже произошли упражнения-танцы, такие как Кун-Фу, Тай Цзи Цюань. По этой причине, иногда даосистских мудрецов называют «Учителя танцев». Они же руководили специальными хореографическими кружками, призванными соединить человека с космосом.

Космическая взаимозависимость является одним из основополагающих принципов даосистского учения, а человек является отражением той среды, то есть того места, в котором он находится. И естественно, эта среда связана с космосом. И конечно необходимо иметь в виду, что главное, что необходимо сделать, - это добиться гармонии внутреннего мира, то есть психики человека через гармонию его телесных движений, дыхания, пищеварения.

Тело является основным элементом, с которого начинается работа, откуда вытекает знание, уделяемое всем видам питания. А питание предполагает три категории: продукты питания, дыхание и впечатления.

Все эти три категории заложены в человеке и образуют его. Впечатления создают его разум и его мысли. Дыхание образует его эмоции и чувства, а продукты питания формируют его тело.

Это материальное тело, согласно утверждению даосистских мудрецов,  распределяется на три уровня, в которых и имеются три центра, называемые «чанами» или еще «полями киновари». Первый центр находится в мозге, второй - в сердце, третий - в нижней части живота. Третий центр содержит и создает все формы энергий, питающих тело и другие поля киновари. В действительности речь идет о половой энергии, которая трансформируется после извлечения ее из физических продуктов питания, из питания воздухом и питания впечатлениями. Таким образом, все находится в руках человека.

Впрочем, несмотря на многочисленные даосистские культовые места, которые существовали во все времена в разных местах Китая, даосизм не считает, что существуют привилегированные места. Напротив. Единственным привилегированным местом, с его точки зрения, является место, где находится учитель, истинное человеческое существо. Он сам обозначает священное место, где бы то ни было.

Индуизм

Существует ли конец индивидуальному становлению?  

Беседа с доктором медицинских наук Жаком Винь 

 Cианс де ла Консианс.:  Как Вы рассматриваете отношение между наукой и сознанием? Вы как человек, имеющий медицинское образование, побывавший в Индии, чтобы продолжить это образование?

Д-р Жак Винь:  На мой взгляд, между наукой и сознанием нет коренного противоречия. Это лишь разные уровни. Но поскольку для науки понятие личного бога не существует, люди на Западе испытывают большие напряжения. Вспомните взгляды американских экстремистов, которые до сих пор отказываются слышать о понятии эволюции. Они заявляют, что Библия об этом ничего не говорит!

В Индии отношения между наукой и сознанием носят менее антагонистичный характер. Здесь говорят о Веданте, о чистом сознании, о мире как о безусловном совершенном начале бытия - Абсолюте. Индуизм - термин, придуманный французами в XYIII веке - это, скорее, мозаика религиозных направлений, нежели одна религия. Но он признает существование вечного и справедливого закона «Санатаны Дхармы», подлинной религии.

В Китае предпочитают говорить о Дао, а в Библии - о справедливости,  о нечто таком, что выше ритуальных обрядов и веры, но что присутствует всюду.

Когда посещаешь места, в которых йоги занимались медитацией на протяжении тысячелетий, ощущаешь Санатану Дхарму, пронизывающую землю. Недаром индусы называют свою землю «Бхарат Мата», Матерью Индии, матерью, которая породила многочисленные религиозные течения, школы мудрости, множество метафизических учений.

Согласно индусской философии, человек - это существо божественного, солнечного происхождения. Солнце  -это Бог. От Солнца произошел Ману, прародитель всех людей. Современная западная культура - единственная культура, не признающая происхождения человека от Бога.

В Веданте эта идея носит более систематизированный характер и более понятный с метафизической точки зрения: человек - это божество, он ничем не отличается от него, он состоит из божественного вещества.

В индуизме насчитывается шесть философских систем. Некоторые из них отождествляются с познанием личного бога, другие нет. Но это понятие не носит универсального характера.

Если вы не желаете понимать христианскую доктрину без акцентирования внимания на Христа, вы можете без проблем постигать другие системы индуизма, обходясь без личного бога. К такой системе и относится Веданта, которая непосредственно направлена на индивидуальную личность. Согласно ведическим и теистским доктринам, мир создан из осколков единого первоначального существа. Поскольку оно испытывало скуку, это абсолютное существо решило расколоться на отдельные части. Таким образом, каждая часть мира является частью его тела и совершает цикличное развитие. По окончании каждого цикла наступает большое или незначительное разрушение, и так - до большого растворения («Маха Лайа»). Наоборот, по философии Веданты, мир существовал вечно, он сосуществует с Высшим разумом, который проявляет себя в виде мира, то есть сам является миром. Нет никакой разницы между миром и сознанием. Только наше ограниченное мировоззрение проводит эту разницу. С этой точки зрения не может быть и речи о серьезной эволюции.

Мир остается тем же самым, а его полное освобождение является лишь утопией. Но в индивидуальном отношении незнание может иметь свой конец. И в таком случае возможно личное освобождение.

«Самади», экстаз йога, можно также рассматривать, как конец становления. Нет больше умственного движения, а, следовательно, нет способа измерения времени, поскольку для того, чтобы измерять время, необходимо движение. В состоянии абсолютной неподвижности мы находимся за пределами времени, во вневременном измерении.

Сианс де ла Консианс: Как подойти к индивидуальному освобождению?

- Понятие четырех целей человека широко известно в Индии. Если все они достигнуты, это уже полный успех. Вот эти четыре цели: «Артха» ("Artha") - экономическое развитие; «Кама» ("Kama") - эмоциональная и любвеобильная жизнь; «Дхарма» - справедливый закон; «Мокша» ("Moksha") - освобождение. При этом «санньясин» (отшельник), на какой бы стадии он ни был, может сразу идти к одной цели, к «Мокше», минуя остальные. Другое важное понятие, не до конца ясное в Христианизме, - «Живан Мукти» ("Jivan Mukti"), освобождение от земной жизни. Освобожденный продолжает жить в теле. Тело имеет становление. Оно заболевает, стареет и умирает. Оно больше не прибавляет никакой привязанности. Это понятие означает, что на индивидуальном уровне существует конец бытию и конец этот считается счастливым, поскольку он является освобождением.

«Сат-Шит-Ананда» ("Sat-Chit-Ananda") - бытье-сознание-счастье. Те, у кого нет «Живан-Мукти», могут приобрести освобождение в момент смерти. И в этой связи говорится, что санньясины освобождаются путем особого помилования, даже если они были несовершенны. Полное освобождение для них наступает в период Большого Растворения.

Отметим, наконец, что последняя мысль в момент смерти решает судьбу нашего становления. Но это нелегкая задача. Единственным способом ее решения является необходимость трудиться над очищением своего сознания чтобы эта последняя мысль получила больше шансов стать чистой.

П.С.  Что в точности означает «санньяса» ("sannyas")?

- «Санньясин» это тот, кто полностью отказался от мира, полностью посвятив себя йоге. Он следует по пути аскетизма. Этот путь требует от него больших обязательств и немного прав (не путать с путем учеников Ошо...).

В Индии философско-религиозная система крайне либеральна. Достаточно приобрести платье оранжевого цвета, и вы становитесь «санньясином». И все-таки традиция «санньясы», сама по себе очень красивая, - очень требовательная. Ее основной долг требует оставаться в себе, отказавшись от своего «Эго», забыв о культе бога и об огне ритуальных обрядов. Когда человек становится «санньясином», для него зажигается последний огонь, в который укладывается шнурок брамина, кокосовый орех и различные символичные предметы. В таком случае он находится за пределом общественной системы и в своем центре (с мистической точки зрения), поскольку он уходит далеко в вечность (Абсолют). Он становится весьма почитаемым человеком, а по истечении определенного времени, если он что-то осуществит, то становится гуру, духовным наставником.

Я лично являюсь начинающим «санньясином». Несколько лет я провел в Гималаях. Будучи изолированным от мира, в условиях одиночества быстро осваиваешь науку. Это напоминает изучение иностранного языка с помощью полного погружения. Несколько месяцев пребывания в условиях полного одиночества действительно помогают быстрому усвоению и применению языка сердца. Отшельники анахореты (независимо от того, к какому направлению они принадлежат) напоминают вакуум внутри сосуда. Лао-Цзы говорил, что если бы не было в сосуде пустоты, то этот сосуд не служил бы ничему. Когда ступица пуста изнутри, в нее можно вставить ось, чтобы вращалось колесо. Это незаполненное место отшельника, «санньяса», позволяет, если сказать образно, вращаться индусскому обществу.

С психологической точки зрения, «санньясин» - отнюдь не антиобщественный элемент. Его обязанность значительно труднее, по сравнению с обязательствами тех, кто живет в обществе. В психологическом плане он считается самой сильной личностью. Многие граждане обращаются к нему за советом.

Можно также сказать, что отшельники и монахи напоминают в чем-то тропический лес, по тому значению, которое он имеет для земли: лес поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Они преобразуют отрицательные колебания, заполняющие мир, в положительные. Традиция считает, что мир еще существует благодаря скрытым праведникам. Индусы полагают, что 36 праведников уединились в Мон Меру, на мифической горе, через которую проходит ось мира. И только благодаря этим праведникам продолжают жить традиция и мир.

О праведниках мы узнаем и в суфизме, и в Библии, где Авраам ищет праведника, чтобы спасти Содом и Гоморру.

Сианс де ла КонсиансА теперь, что касается современности и Вашего путешествия в качестве психиатра?

- Разные причины побудили меня отправиться за границу. Меня как психиатра йога интересовала самым серьезным образом. Именно благодаря интересу к этой системе во мне пробудилась жажда познания человеческого тела, а вместе с ней интерес к медицине. Именно медитация помогла обратить внимание на человеческое сознание, и я решил остановить свой выбор на психиатрии, в то время как готовился стать инженером. По окончании медицинской практики я решил приобщиться к традиционной культуре. Я выбрал Алжир, где установил контакт с братством Аллавийа, возглавляемым шейхом Бен Тунесом. Работа с братством была моим первым общением с традиционной средой. Через пятнадцать месяцев пребывания в Алжире я отправился на полгода в Индию для изучения вопроса отношения между системой йога и психотерапией. Я пробыл там шесть лет. Но самой главной целью моей поездки было найти для себя духовного учителя. Такого учителя я нашел. Это был француз, проживший в Индии 50 лет. Ученик Ма Анандамайи, преподававший Бхакти (путь благоговения, набожности).

Я много трудился над проблемой отношения между психологией и духовностью, чтобы сблизить научные понятия Запада и понятия йоги, которое для меня также служило наукой. Я так определяю науку: когда заново начинаешь заниматься теми же экспериментами в тех же условиях, приходишь к тем же результатам. Это относится и к йоге. То, что может смутить людей на Западе, это то, что условия этого успеха в йоге носят психологический характер: умственная стабильность, нравственная дисциплина, познание себя, уравновешенность. Но когда эти условия объединены и когда они подкреплены реальной практикой, результаты не заставляют себя ждать. Они аналогичны результатам, полученным прошлыми поколениями.

Сианс де  ла КонсиансВ чем именно этот опыт обогатил Вашу специальность психиатра?

-  Мне нравится поговорка: «Лучше предупредить, чем лечить». На Западе много делается, чтобы избавить людей от психических заболеваний, но без заметных результатов. Предупредить означает знать, что такое психическая дисциплина, психическая гигиена, как поправить психическую систему, пока она окончательно не подорвана. Это означает также уметь работать над совершенством личности, чтобы идти дальше, за пределы личного, к божественному, к своему «Я», перешагнуть за пределы наших мелочных забот.

Здесь опять я цепляюсь за индивидуальное становление. Но мы же говорили о тех, кто, выполняя индивидуальную работу, оказывают влияние на коллектив. Некоторые школы, такие как Трансцендентальная медитация Манеш Йожи, предпринимали попытку найти нечто вроде критической массы людей, которые, занимаясь медитацией в каком-нибудь районе, восстанавливают мир и создают благоприятную атмосферу. Это не противоречит Традиции, хотя она отдает предпочтение качественной стороне: одна высокодуховная личность может спасти планету.

Меня часто спрашивают, что меня поразило по возвращении из Индии. Скажу прямо. Многие вещи: потребленчество, употребление наркотиков. Я говорю, что природа психической системы толкает к addictions. На Западе эта тенденция перешла все границы. Более того, во Франции мы крайне негативно, подозрительно настроены к духовному и религиозному. И это негативное отношение затрудняет принятие предложений об оздоровлении общества за счет духовного воспитания людей. Общество страдает от того, что находит свое отражение в таких показателях, самых высоких в мире, как число самоубийств среди подростков, количество граждан, страдающих от алкогольной зависимости. Франция больше, чем другие страны, стала страной наркоманов. И отказ от духовного связан, несомненно, с таким состоянием дел. Это напоминает немного курицу и яйцо, то есть одновременно причину и следствие, то есть в чем-то порочный круг, из которого можно выбраться только благодаря упорной работе. И здесь большая ответственность лежит на религиозных структурах: они чересчур разъединились и думают лишь о том, как бы «перещеголять» друг друга, как говорится: «разделяй, чтобы властвовать».

С моей точки зрения, сегодня материализм занимает в обществе господствующее положение, поскольку спиритуалисты раскололись. Мне кажется чрезвычайно важным поддерживать любые шаги, направленные на объединение и улучшение здоровья общества. В этом отношении пример Индии заслуживает интереса. В этой стране, несмотря на многообразие философско-религиозных течений, в конечном итоге, их представители стремятся к объединению и гармонизации усилий, чтобы способствовать благосостоянию общества.

Сианс де ла КонсиансЧто бы Вы сказали в заключение Вашего краткого обозрения, посвященного такой широкой и захватывающей теме?

-  Хотелось бы просто сказать, что я ничего не знаю ни о будущем человечества, ни о будущем Земли. Но это не мешает мне жить счастливо и теперь. Наверное, лучше всего руководствоваться примером Будды, наслаждаясь благодатной тишиной.

4-й Путь - Красная нить, проходящая

через все религии...

Беседа с Селимом Айсселем 

Сианс де ла КонсиансУважаемый Селим Айссель! Как Вы определяете 4-й Путь, Вы, один из живущих учителей, пропагандистов этого Пути?

Селим Айссель:  4-й Путь - название, данное этому духовному Учению, которое испокон веков красной нитью проходит через все духовные традиции и религии.

В начале XX века Георгий Иванович Гурджиев, один из преподавателей этого Пути, назвал этот путь «Трудом». Речь идет о сословии учения , которое, руководствуясь знаниями и мудростью, в прошлом являлась частью эзотеризма всех ведущих духовных течений. Каждому из учителей (тех, кто работал до Гурджиева, и тех, кто следовал за ним) надлежит адаптировать эти знания к потребностям и к интересам современников, в соответствии с законом совпадения, который выражается следующим образом: правильное место, правильное время, правильные люди.

Основная цель этого учения заключается в сознательной эволюции человека, что неизбежно требует преобразования человеческого сознания. Для этого необходимо трудиться над всесторонним развитием всей человеческой личности, всех ее составляющих: физического тела и его психики, состоящей из целого набора эмоций, чувств, с одной стороны, а, с другой стороны, из целого ряда мыслей, включая способность мышления. Чтобы обеспечить гармоничное развитие, необходим целый комплекс практических занятий. Сюда входят и учебные занятия, в частности, изучение психологии, изучение физического тела с помощью специально разработанных упражнений, в прошлом называвшихся священными танцами, позами, движениями. Сюда же можно отнести специальные музыкальные занятия (определенные песни и мелодии), медитацию, включающую умственное действие, наблюдение за своим внутренним состоянием и своей умственной работой. Такое обучение и занятия проводятся в непосредственной связи с другими лицами, согласно принципу, который гласит, что один человек - в поле не воин, а когда два или три человека вместе, они способны на многое. 

4-й Путь включает также свободное изучение космологии. Космология учит, что человек наделен исключительным призванием на Земле. Только он один может стать связующим звеном между землей и некоторыми высшими силами, в которых нуждается Земля, чтобы продолжить свое существование. Из-за своего несовершенного развития человек не в состоянии решить эту задачу. По этой причине необходимо то, что 4-й Путь называет «Трудом», - только это позволит человеку довести свою природу до гармоничного совершенства. Неудовлетворенность существованием, которую ощущают многие люди, есть не что иное, как эта потребность гармоничного развития. Только гармоничное развитие позволит поддерживать связь между микрокосмосом (человеком как отражением Вселенной) и макрокосмосом (Вселенной). Когда человек поймет свое назначение на Земле, свою связь с другими и с эволюцией Земли, он начнет становиться сознательным помощником этого процесса и этой энергии (религии называют это Богом), которая тоже изменяется во времени и в пространстве. Только тогда жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить. Его внутренний мир постигает состояния целостности, пробуждения или раскрытия себя. И только после этого он способен установить гармоничные отношения с другими. Коль скоро он сам находится в этом состоянии гармонии, он становится фактором гармонии для всех, кто его окружают, содействуя тем самым эволюции земли, человечества и остальных миров.

4-й Путь считает, что большинство религиозных направлений исповедуют учение подобного же типа, но разбавленного особенностями, характерными для разных районов и разного времени. Оно адаптировано к способностям воспринимать и к характеру людей, к которым это учение относится.

Искажение этого учения большинством этих религиозных школ объясняется тем фактом, что подавляющее большинство людей, возглавляющих эти течения (не тех, кто их создал, а тех, кто ими заправляет) пачкают их своими отрицательными свойствами характера, такими как гордыня, тщеславие, жажда превосходства, алчность, страх...

Мы считаем, что религия должна быть обращена лицом к широким массам, но мы не хотим судить о том, является ли она в действительности добром или злом. А что касается внутреннего духовного пути, то он открыт лишь для отдельной части людей, тех людей, которые, будучи достаточно сознательными, достаточно душевными и исполненными желания, решают целиком и полностью посвятить себя совершенству их глубокой природы, чтобы служить другим людям и всему миру. Такие люди не станут делать все шиворот-навыворот, то есть до тех пор, пока не почувствуют себя действительно способными служить остальным людям и всему миру. Они понимают, что необходимо перестроить свой внутренний мир, достичь собственной гармонии, чтобы способствовать воцарению гармонии в мире, а не нового беспорядка. Один из основных законов эволюции цивилизаций и религий состоит в том, что, несмотря на наличие доброй воли, он подчиняется принципу маятника. А это означает, что человечество, так же, как и религии, все они желают добра, любви, единения, а на деле все заканчивается злом, ненавистью, несогласием, противоборством.

Сианс де ла КонсиансИменно такой Вам видится сегодняшняя религия?

С.А.  Как палка о двух концах, религия стояла у истоков культуры, архитектуры (соборы, буддистские храмы, Тай Махал), живописи (Фра Анжелико: монгольские миниатюры) и содействовала отмене рабства, и т.д.  И в то же время она служила источником омерзения и фанатизма. Религии, такие, какими мы их знаем, отличаются двойственным характером. С положительной стороны, они просвещают мир. С другой стороны, они повинны в таком количестве войн, в таком числе погибших, какое не сравнится с числом жертв политических или экономических потрясений. Не надо ходить далеко за примерами. Все мы являемся свидетелями сегодняшних конфликтов между евреями и палестинцами, кровавыми инцидентами между мусульманами и индусами, вечного противостояния между католиками и протестантами в Северной Германии, свидетелями подрывной деятельности, проводящейся в Иране, Алжире, Афганистане исламскими экстремистами... Трудно себе представить, сколько миллионов людей погибло от всех этих действий.

В то же время религия почти утратила свою первоначальную сущность. Большинство так называемых религиозных обрядов превратилось в обычные церемонии. Подобно пустым раковинам, они лишены содержания и пользы. Обратите внимание на извращения различных направлений христианской религии, которые возвели в ритуал любовь, преследуя при этом инакомыслящих, то есть вынашивая потенциальную агрессию. Религиозные структуры всегда были виновны во всех человеческих трагедиях. Если человек уже по своей природе обречен на страдания, религии и в первую очередь ее лидеры еще сильнее подталкивают его к этим страданиям, не заботясь о том, чтобы приобщить его к чему-то духовному, высокому.

Сианс де ла КонсиансНа что опереться современному человеку?

С.А.:  Всегда были люди, которые искали путь к монизму. В ответ на зверства, совершенные от имени Абсолюта и Бога, западная цивилизация почти полностью обратилась к научному атеизму, подписавшись таким образом под потенциальным исчезновением религий. Этот ответ не назовешь здравомыслящим. И современный растерявшийся человек, сбившийся с пути, повернулся теперь к дешевым религиозным приманкам: базарному эзотеризму, копеечной мистике, экзотичным духовным упражнениям, поступающим с Востока, из Африки или Южной Америки, не говоря уже о сомнительных новинках нового века. Научный атеизм или слепое следование самым безрассудным вероубеждениям: все тот же принцип маятника. Однако есть средний путь, к которому частично относится 4-й Путь и некоторые другие духовные направления, основанные не только на одной вере. Этот средний путь объединяет все самые передовые научные убеждения с традиционными школами мудрости прошлых эпох. Он является силой примирения, которая, вместо того, чтобы способствовать обострению антагонистических отношений, объединяет различные сферы знаний и человеческой деятельности. Подлинные духовные учения не грызутся друг с другом.

Но не надо путать религиозное с духовным - это очень важно. Святые, мудрецы это не принадлежность религий. Хотя церковь использует всех этих святых и мудрецов в качестве оправдания своих грехов. Может быть, вы не в курсе дела, что сегодня некоторые церкви канонизируют всякого рода людей, вплоть до преступников. Никто не мог бы и подумать, что так далеко они зашли.

А с какой наглостью эти религии утверждают, что только им выпала честь получить божье откровение. Даже Далай Лама, личность общепризнанная за свою терпимость, свою откровенность, сострадание, пишет в «Тантра в Тибете»: «Буддизм это лучшая из религий. Не потому, что я сам являюсь буддистом, а потому, что к этому выводу приходишь, благодаря честному наблюдению».

Сианс де ла КонсиансКакова же связь между 4-ым Путем и религией?

С.А.:  В мире почти нескончаемых различий каждая религия занимает свое место и соответствует своему этапу развития человеческого сознания, своей ступеньке на пути, ведущем человека к высшему уровню. Все пути имеют свое место. И даже ложные пути заканчиваются тем, что выводят на праведный путь.

Общепризнанно подразделять религии на три направления: религии тела (путь факира), то есть упражнения и аскетический образ жизни; религия сердца (путь монаха), зажигающая красоту и созерцание; религии мышления (путь эрудита, ученого) для философов (Тейлар де Шарден, исламские или буддистские мыслители). И, наконец, особняком от этих трех - 4-й Путь, объединяющий все вышеназванные религии. Его рассматривают как истинное мистическое направление, превосходящее религиозное состояние. Кстати, эта его особенность послужила причиной, по которой все религиозные направления часто его игнорируют, считая еретическим путем, противоречащим церковным догматам.

Сианс де ла КонсиансСтало быть, Бог не умер...

С.А.:  В самом деле. Мы не совсем согласны с Ницше, который писал: «Бог умер». Мы же считаем и знаем, что Ницше умер, а Абсолют (Бог) продолжает существовать... Но мы также знаем, что настоящее столетие - это столетие конца религий, столетие, подготавливающее таким образом благоприятную почву, на которой может развиваться Истина. На каком-то этапе искренние верующие способны понять, без предвзятости, без чувства превосходства, без высокомерия, что все религиозные направления, и их направления, в том числе, - все они отвечают одному всеобщему чаянию. Они знают, что Истина не может быть организована. Они также понимают основное место, которое занимают религии в потоке цивилизаций. Органическая жизнь на земле нуждается в энергии, чтобы продолжать свое поступательное развитие. Она подчинена определенным правилам, одним из которых является: рождение, созревание, смерть.

Согласно 4-ому Пути, этот процесс должен постоянно подпитываться. Эта подпитка и происходит благодаря рождению, росту, страданиям человека («жизнь это страдания» - говорят буддисты) и его смерти. Человеческое существование вписывается в этот процесс биологической эволюции, и органическая жизнь крайне нуждается в этой энергии, тем более, что человек не развивает другой энергии, способной заменить страдания: энергии сознания.

Другими словами, согласно идеям 4-го Пути, страдание восполняет дефицит сознания. А энергия, выделяемая им, должна соответствовать уровню сознания, достигнутого в целом человечеством. Все больше и больше рождается людей. Они страдают и умирают сегодня, чтобы компенсировать этот недостаток сознания, достигнутого обществом. Если подойти к этому вопросу с экологической точки зрения, можно сказать так: чем больше уничтожается животных и растений, тем больше другие существа должны произвести энергии, необходимой для поддержания органической жизни, а такими существами, способными ее производить, являются лишь люди.

Можно еще подойти к этому вопросу с другой стороны. Поскольку действительность носит многогранный характер, а человеческое видение ее носит относительный и отрывочный характер, можно допустить следующее предположение. Коль скоро число людей из-за загрязнения окружающей среды, приобретающей угрожающий характер, сокращается, существует угроза исчезновения на Земле органической жизни в ее современном виде. Человеческое существо, превратившись в интеллектуального и эрудированного динозавра, исчезнет с лица Земли точно так же, как исчезли настоящие динозавры, разрушив свое жизненное пространство и превратившись в окаменелое существо. Такова пессимистическая точка зрения в отношении возможного будущего земли и человека.

С более оптимистической точки зрения, нам видится человек, способный к размышлению, существо, превосходящее динозавра, способное еще, следовательно, своевременно одуматься, чтобы спасти свое выживание и выживание окружающей его среды. Мы сегодня являемся свидетелями сознательного обнадеживающего подхода к решению ряда очень важных проблем, среди которых: сокращение ядерной энергии, борьба с загазованностью воздушного пространства, сокращение объемов пестицидов в сельском хозяйстве. И несмотря на эти положительные шаги, общество не готово к серьезным переменам. Оно не в состоянии повлиять на ход своего развития. Оно почти беспомощно перед властными структурами в лице политических, экономических и религиозных органов власти. Маркс был прав, называя религию опиумом для народа. А теперь к этим органам власти добавились еще и научно-технические властные структуры, которые ничем не лучше первых. И если широкие массы, основным пороком которых является способность легко поддаваться влиянию, если они попадут под влияние «бессознательной» науки, экономической философии или закона сильного (в жанре американского вестерна), тогда, к сожалению, пессимистическое видение будущего возобладает. Но небольшая надежда подогревается тем, что мир не без добрых людей и что еще найдется достаточное число философов, ученых, поэтов, которые способны оказать положительное воздействие на общество. И будем надеяться, что эти граждане: мужчины и женщины (может быть, их число будет расти?), не связанные ни узами атеизма, ни узами веры, самостоятельно задумаются над судьбой человечества и земли, следуя при этом направлению, указанному такими выдающимися свободомыслящими умами человечества, как Идрис Шах, Кришнамурти или Гурджиев.

 

Тел./факс: +7(926) 769-75-92; +7(926) 333-15-6Ч;
E-mail: info@kto-ya.ru, сайт: www.kto-ya.ru

Духовные течения