Rambler's Top100

Искусство

Искусство и наука -

на благо духовной гармонизации

 

Эмма Тилок,

соавтор в разработке методики 

 

Работа в области эйфонии жестов может помочь понять опытным путем некоторые характерные особенности так называемого духовного обучения. Чем больше мы уделяем внимания практике движений и положения тела, тем быстрее мы постигаем ощущение встречи со знанием, поступающим из очень далекого пространства, со знанием, связанным  с особой наукой, наукой о положении тела и его связи с энергиями.

Одна из основных задач эвфонии жестов, разработанной в Университете САМАДЕВА, состоит в том, чтобы сделать человека идеально  восприимчивым к своему телу, чтобы развить идеальное ощущение энергий, живущих в нем и проходящих через него. Другая задача заключается в том, чтобы помочь нам избавиться, освободиться от наших самопроизвольных, автоматических действий и движений и от наших приобретенных привычек. В повседневной жизни трудно определить, насколько далеко зашли наши автоматические действия, движения, привычки.

Занятия и, в частности, «Медитативные упражнения» создают оптимальные условия для развития особого рода внимания, обращенного на самого себя. Глубоко понять смысл этих движений означает стать проводником энергий, которые ежесекундно наполняют жизнью наше тело. Эти упражнения способны также открыть некоторые силы, которые невозможно обнаружить другим путем, и которые помогут однажды, когда-нибудь управлять мыслью и эмоциями.

Взаимоотношение между различными центрами

Наша способность к интеллектуальному мышлению, производное высшего состояния, оказывается ограниченной. Поскольку человек представляет в целом одновременно тело, душу и разум, он должен использовать все эти компоненты, чтобы реально понимать. Он должен использовать все свои потенциальные возможности и объединять в одно целое интеллект с физической и эмоциональной составляющими. Когда его мышление, его чувства и его физическое тело работают как один механизм, человек может соприкасаться с тем, что превосходит его, поскольку он становится обладателем ключа, открывающего дверь в другие измерения.

Некоторые движения, позы, действия вызывают особые эмоции, чувства или даже мысли. Приведем пример: Когда вы в течение какого-то времени находитесь в положении лежа, носом и лбом упираясь в пол, как в Аркане № 4, «Приветствие солнцу», то вы, если сосредоточите внимание, можете ощутить, как в вас поднимается особое чувство, то есть происходит изменение. Каждое движение приводит к физиологическому преобразованию, которое, в свою очередь, вызывает эмоциональное и интеллектуальное преобразование. Когда ощущается тяжесть в голове и возникают трудности, мешающие думать и сосредоточиться, все мы знаем, что в этом случае можно избавиться от этих неудобств, приняв позу, которая помогает освежить мозг. Это все прописные истины. Эти взаимосвязи, хотя и частично, науке известны. Исследования в области неврологии показали, что мозговые зоны, в которых отражаются эмоции и мысли, близки к тем, от которых зависит двигательная функция. Возбуждения, возникшие на одном участке, стремятся распространиться на соседние зоны. По этой причине некоторые эмоции вызывают определенные движения. И по этой же причине, благодаря некоторым движениям, можно вызвать эмоции или особые состояния сознания.

Духовные доктрины, такие как 4-ый Путь или Психоантропология, дают четкие объяснения этому явлению. Они говорят о наличии в человеке трех «центров»: интеллектуального, эмоционального и физического, каждый из которых содержит элемент других.

Один из центров, приходя в движение, включает в работу часть других центров. Например, одна эмоция включает эмоциональный центр, а работа этого центра распространяется, пусть в незначительной степени, на физический и интеллектуальный центр. Таким же образом любое воздействие на физический центр вовлекает эмоциональный и интеллектуальный участки, а если это вовлечение достаточно сильное, энергия начинает распространяться на остальные центры.

«Определенные движения вызывают определенные эмоции

и даже определенные мысли...»

Однако у большинства людей указанные центры работают несогласованно. У некоторых физический центр заторможен: такие люди ничего физически не ощущают. У других заторможен эмоциональный центр. У третьих работает только эмоциональный центр, а интеллектуальный почти не работает или уступает работе эмоционального центра. Это означает, что один из трех центров работает за счет энергии другого. Необходимое адекватное стимулирование позволяет устранить это нарушение и наладить согласованную работу всех центров. Из этого следует остаточная энергия, которая может подпитывать то, что Гурджиев называет «магнитным центром» или  («сущностью»), то есть настоящим человеком.

Наука о движениях

Взаимосвязь между телом, душой и разумом используется в духовной области с тем, чтобы способствовать возникновению определенных состояний сознания. Школы мудрости разработали настоящую науку о движениях, о положениях, о слове, о дыхании, поскольку крайне трудно достичь раскрытия сознания, позволяющего воспринимать так называемые «сверхощутимые» реалии в том случае, если мы не знаем, как правильно передвигать некоторые части тела. Сохраняя определенные положение в течение определенного времени, вы замечаете, как зарождается эмоция, связанной с этой позой. Вы можете уже сейчас проверить это на практике.

Попытайтесь сосредоточиться и прислушаться к самим себе, поскольку если не развивать определенную внутреннюю чувствительность, то совершенно очевидно, что вы никогда ничего не заметите. Вот, к примеру, положение, которое нужно принять. Когда вы будете его поддерживать в течение определенного времени, прислушайтесь, какие чувства или мысли поднимаются внутри вас.

Положение (поза) отрешенности

Вы стоите. Вначале примите позицию «зен», то есть вертикальную, при которой спина должна быть прямой, затылок и голова - прямо. Вы самоутверждаетесь, вы существуете.

Полностью расслабьтесь: спина округлилась, плечи опустились, никакого напряжения в шее. Наклоните голову в сторону сердца, как будто вы хотите его послушать. Голова расслаблена, ничто ее не придерживает. Полностью подчинитесь этому положению и оставайтесь в нем.

Что вы почувствовали? 

В медитации предусмотрены два основополагающих положения, две позы: положение «зен» - прямая спина, прямое положение головы, прямое тело; вторая позиция, позиция отрешенности, позиция, стимулирующая возникновение других чувств: спокойствия, тяги ко сну и даже если у вас неважное настроение, чувство безнадежности. Если оставаться длительное время в такой позиции, вами овладеет настоящее чувство отрешенности, отчаяния. При этом вы начнете прислушиваться к тому, что происходит в потаенных уголках вашего сердца. Кстати, легенда повествует нам о том, что скрыто в недрах человеческого сердца, там, куда человеческая мысль и не думала заглянуть.

Л е г е н д а

Старая индусская легенда рассказывает. Когда-то, в незапамятные времена, все люди были богаты. Но они настолько злоупотребляли своим божественным авторитетом, что Брахма, один из самых главных богов, решил лишить их божественной власти, упрятав ее в такое место, о котором никто бы из них не догадался. Итак, задача состояла в том, чтобы подыскать такое место. Брахма пригласил двух советников, чтобы вместе решить эту задачу. Советники предложили закопать божественную силу людей в землю. «Не подойдет», - возразил Брахма. «Тогда - заметили советники - надо утопить ее в самый глубокий океан». Но Брахма снова возразил: «Нет, поскольку рано или поздно, человек начнет рыться в глубинах океана, найдет эту божественную власть и вытащит ее на сушу». Оба советника вынуждены были признаться: «Мы не знаем, куда ее спрятать. Похоже, что нет такого места, до которого человек не докопался бы...».

Тогда Брахма сказал: «Вот как мы поступим с божественной силой человека. Мы спрячем ее в самом глубоком месте его самого. Это единственное место, о котором он никогда не догадается».

С тех пор,  говорит в заключение легенда,  человек объездил всю землю. Он искал, лазил по горам, нырял и копал, чтобы найти то, что хранится в тайнике его души. 

Это положение предусмотрено в школах суфизма и православного христианства. Если суфисты наклоняют голову влево, православные монахи склоняют ее вниз по направлению к пупку. Таким образом, налицо три направления: зен, суфизм и православие. Каждое из них использует в равной степени методику двух других.

Когда собираются посвященные, представляющие разные школы: христианство, суфизм или индусская школа, их можно легко отличить по тому, как они сидят. Если положение отрешенности сохраняется довольно длительное время, человек, находящийся в состоянии медитации, все больше и больше углубляется в занятое положение. В этом случае начинают зарождаться некоторые движения. Иногда все тело начинает приходить в движение. Отсюда, кстати, берут свое начало вращательные движения дервишей - «волчков».

К другому состоянию сознания

 

Если конкретное положение или движение способны на внешнем уровне индуцировать идеи, образы, эмоции или ощущения, в один прекрасный день они смогут индуцировать новое состояние сознания.

Сошлемся на научные данные, согласно которым то или иное положение головы влияет на внутреннее ухо, а через него - на мозг. Таким же образом некоторые специфические движения оказывают воздействие на вестибулярный аппарат, который в результате активизирует церебральную нервную систему, открывая возможность выхода в новое состояние сознания.

Некоторые движения медитативного характера воздействуют на чувство равновесия, которое отражается путем распространения на остальных чувствах. Впрочем, чувство равновесия это не просто физическое чувство. Так же, как и чувство тепла, которое помогает не только ощущать материальное тепло, но и тепло души, оно еще является и чувством внутренней уравновешенности.

Ситуация, аналогичная центрам: воздействие на одно из чувств распространяется на все остальные, включая и сверхчувствительные. Наши обычные, привычные чувства позволяют нам связаться с внешним миром. Продолжая их развивать, можно, в конце концов, изыскать возможность доступа к реалиям, находящимся за пределами восприимчивого мира. Духовные, психологические и физиологические реалии это одно. Единство тела, души и разума это не теория, а конкретная вещь, присущая существу. Любое влияние на одного отзывается на другом.

Таким образом, на духовном пути, преодолеваемом в состоянии правильного умонастроения, преобразование происходит на всех уровнях. Следовательно, и на физиологическом: укрепляется нервная система, улучшается здоровье. В этом - положительные результаты правильного поведения на духовном пути, который включает не только медитацию или молитву, но также и занятия по развитию достойных, благородных качеств.

Р. Штайнер говорил, что тот, кто встал на путь медитации и не развивал таких качеств, лишается сил эволюции. Без воспитания высоких нравственных качеств, занятия медитацией становятся опасной игрой.

Именно по этой причине, все авантюристы Нового Века, все те, кто медитируют с одной целью - заполучить власть, заканчивают тем, что подрывают свое здоровье. А почему? Да, потому, что они ничего не сделали в интересах нравственного развития.

 

Для более подробной информации обращаться в редакцию:

Практические занятия, обучение, показательные встречи

 

Тел./факс: +7(926) 769-75-92; +7(926) 333-15-6Ч;
E-mail: info@kto-ya.ru, сайт: www.kto-ya.ru

Искусство