Rambler's Top100

Познание себя

 Материал взят из журнала "Сианс де ла Консианс" №1

Психологическое или духовное?

Элементы размышления, позволяющие лучше обозначить различие между становлением личности, терапией и духовным путем..

Швейцарский психолог Карл Густав Юнг считал, что люди, которые приходят на прием к терапевту, неизбежно попадают на духовный путь, поскольку все расстройства человека являются свидетельством того, что он озабочен поисками. Духовные учителя считают, что взволнованная личность - это всего лишь лишний покров, который следует разорвать. Чтобы заниматься основным поиском, вовсе не нужны никакие психологические волнения. Но тогда возникает вопрос: в чем заключаются отличия между этими действиями, продиктованными одним стремлением - к хорошему самочувствию и ... ?

Все очень просто. Скажем так. Терапия это первый шаг к больному человеку, первый этап на пути к его выздоровлению. Психологические приемы также помогают «уравновешенному» здоровому человеку поддерживать рабочее состояние и иногда являются необходимым предварительным условием для приобщения к духовному пути.

И когда он вновь чувствует себя здоровым, он может развивать свои способности и свои скрытые возможности... причем, он может начинать их развивать чуть ли не с первого класса.

Процесс становления личности или ее индивидуации объединяет все виды культовых обрядов, помогает укрепить знания и умение, чтобы управлять стрессовыми ситуациями. Он устраняет трудности, мешающие человеку сосредоточиться или поверить в свои силы. Результатом такой индивидуации является приобретенное чувство свободы, самостоятельности, созидательности, рационального качества.

После того как достигнута достаточная уравновешенность, благодаря становлению своей личности, человек может заинтересоваться духовным путем. Гурджиев даже утверждал, что на духовный путь человек встает после того, как он научился распоряжаться своей жизнью.

Но в реальной жизни не все получается так, как этого хотелось бы. Конечно, все нуждаются в какой-то мере в терапевтической помощи и все хотят совершенствоваться, добиваться приобретения тех или иных качеств. Вероятно, нужна какая-то сбалансированность в трех разных областях, чтобы успешно познать свою сущность: нормальное состояние здоровья, знания и опыт, работа или адекватная духовная деятельность.

Но что же есть духовность? Духовность есть путь, ведущий к сознанию, разуму, скрытому в самом себе, через многочисленные заблуждения.

По мнению Идриса Лаора, духовный путь не является привилегией тяжело больного человека (за некоторыми исключениями). Во всяком случае, пока организм человека не приобретет устойчивого состояния, ему необходимо избавиться от своих расстройств, в особенности, если речь идет о психологических или умственных расстройствах. Что касается физических недугов, они сродни психологическому нарушению равновесия, которое внедрилось в организм, делая разум в какой-то степени свободным.

Идрис Лаор считает также: если все нарушения равновесия, происходящие в организме в виде заболеваний, проявляются на психологическом уровне, в таком случае всех надо считать сумасшедшими!

Таким образом, симптом, появившийся в организме, избавляет нас от недоразумения, которое может возникнуть в отношении идеи, мысли.

  В том случае, если нет нужды обращаться за помощью к физиотерапии или аналитическому лечению, бесполезно начинать ворошить прошлое. В пути мы решаем вопросы такие, какие приходят в голову, не задумываясь об их «глубине». Все то, что калечит нашу жизнь, выстраивается на внешнем уровне, на уровне личности, а не на главнейшем уровне, то есть не на уровне идеи, духа. Разум, дух нам говорит: «Проживи свою жизнь здесь, сейчас. И когда она прекрасна, радуйся ей. Но если все идет плохо, сделай все от тебя зависящее, чтобы поправить свое положение». Коль скоро мы втянуты в становление или в психологические эксперименты, нам предоставляется богатейший арсенал этих экспериментов, каждый из которых по- своему интересен. Но если эти эксперименты позволяют развить способности человека, они в то же время не дают ничего значимого существам, которыми мы являемся. Можно бесконечно экспериментировать, а человеческая сущность от этого не изменится.

Очень трудно ожидать изменений в психологическом плане, еще труднее ожидать изменений на уровне человеческой сущности, даже если мы избрали внутренний путь. Это изменение не произойдет ни за счет становления личности, ни с помощью терапии. «Добиваться в жизни своей сущности крайне тяжело, - говорит «Селим Айссель», - но все, что кажется невозможным, находится вне нас. Здесь любые эксперименты с помощью теорий или практических действий зачастую очень интересны, но они не позволяют постичь свою реальную сущность. До тех пор пока мы не проникнем в самые глубинные слои, пока не соприкоснемся в себе с непорочным местом, то есть местом жизни и любви, ничто не изменится. И, несмотря на все эксперименты, все вернется на круги своя, как это было 10, 20 и 50 лет назад».

Сосредотачиваться на реальном

Духовный путь предполагает со всей очевидностью наличие многих факторов. Но тот, кто достиг степени зрелости, энергии и умственного развития, позволяющей руководствоваться принципами этого пути, будет быстрее продвигаться к эмоциональной зрелости и духовной свободе, по сравнению с тем, кто предпочитает психологический подход. Проблема заключается лишь в желании подняться до этого уровня, а для этого нужна дисциплина.

Те люди, а таких много, которые не способны на это или недостаточно хотят этого, нуждаются в другом пространстве: либо в терапии, либо в пространстве становления личности. Именно здесь они способны выразить свой прожитой опыт и задуматься. Это пространство (возможно) позволит найти время созреть. Например, они удостоятся внимания, которого им не доставало. Но на духовном пути необходимо помогать людям жить, а быть живым можно лишь в настоящем времени. Все всегда должно быть направлено к одной цели: делать людей более «реальными», более адекватными действительности.

К сожалению, среди тех, кто интересуется вопросом становления личности, а также психологическими подходами, большинство людей остаются узниками своего интеллекта, не находя выхода из него, поскольку нельзя выйти из него с помощью таких подходов. Таким людям становится со временем трудно встать на духовную тропу, даже тогда, когда они попытаются это сделать с помощью других не умственных методов. Например, с помощью физических упражнений, дыхательных или вокальных упражнений, которые позволяют им соприкоснуться с другими измерениями своего существа и быстрее вернуть их к настоящему, реальному бытию.

 

Тел./факс: +7(926) 769-75-92; +7(926) 333-15-6Ч;
E-mail: info@kto-ya.ru, сайт: www.kto-ya.ru

Познание себя Сианс де ла Консианс г. Москва