Rambler's Top100

Взгляд на сексуальность

Материал взят из журнала "Сианс де ла Консианс" №2   

 

Сексуальность глазами Учителей XX столетия

 

Сексуальность: это помеха или

возможность самореализации?

 

Пер М.Мааран,

психосоциолог

 

Все, о чем здесь будет сказано, далеко не исчерпывает мировоззрения, взглядов тех мыслителей, имена которых здесь упомянуты. Наша задача заключается лишь в том, чтобы попытаться понять их позицию, расшифровать их взгляды на проблему, иногда не высказанные в выступлениях. И если выдающиеся мистики используют иногда «любовный» вокабулярий, касающийся их «возлюбленного», мы понимаем, что эту тему надо рассматривать с духовной позиции.

Начнем, однако, поиски более земного аспекта этой темы, связанного с нашими первичными инстинктами. Отложим предварительно в сторону любую поучающую точку зрения, которой придерживаются, в частности, иудео-христианские религиозные течения. Позиция духовного учителя опирается не на догматы, она продиктована объективным наблюдением всеобщих законов, управляющих человеком и космосом. Далее необходимо учитывать понятие уровня. Учитель не будет каждый раз повторяться в своих выступлениях, поскольку каждое новое выступление зависит от позиции, с которой он подходит к теме. Его глобальное видение позволяет ему учитывать весь комплекс уровней подхода. То, что является справедливым для одного уровня, может противоречить вышестоящему уровню. Все, что было справедливо для вчерашнего дня, может не подходить для сегодняшнего. То, что подходит одному человеку или группе людей, не обязательно должно подходить другому. То, что справедливо на обычном уровне, вовсе не обязательно для духовного уровня.

  

Тантризм и Дао

 

Занятий по тантризму и сексуальных упражнений Дао сегодня пруд пруди. Разумеется, они существуют не без основания, с точки зрения развития нашего общества. Но, к сожалению, большинство из них страдает отсутствием серьезного отношения к существующим проблемам. Нередко они оправдывают свою необходимость поиском «обычных» удовольствий. Следует вспомнить, что в начале своего возникновения, эти занятия были предусмотрены для йогов-аскетов. Занятиям предшествовала длительная подготовка, которая заканчивалась чисто духовными обрядами.

Некоторые из этих упражнений считались небезопасными, рискованными. Например, такое упражнение как пробуждение Кундалини, которое небезопасно для простого человека, в особенности, для западного человека. Свидетельские показания на эту тему встречаются крайне редко. Возможно, один из документов представляет наибольший интерес. Это книга Ли Лозовика «Алхимия любви и сексуальности». Книга рассказывает о его наблюдениях за занятиями в одной тантристской секте. Он утверждает, что это движение, если не тупик, то, по крайней мере, связано с большими трудностями и требует огромной дисциплины.

 

Сексуальность глазами Гурджиева

 

Гурджиев дает описание человеческой натуры, состоящей из трех разделов. Человек включает в себя три центра: физический, эмоциональный, интеллектуальный.

Физический центр, в свою очередь, так же состоит из трех разделов: двигательного, инстинктивного и сексуального. По мнению Гурджиева, зачатие является частью инстинкта и необходимо для продолжения рода человеческого. Касаясь собственно сексуальности, он иногда рассматривает ее как гигиеническую практику, позволяющую снять избыток напряжения. С другой стороны, он советует не строить иллюзий относительно истинного характера обычных любовных человеческих взаимоотношений. И все же секс - такая же необходимая вещь, как свет, воздух, которым мы дышим, как пища, которую мы принимаем.

  

Сексуальность: гигиеническая  практика,

позволяющая снять излишки напряжения

 

Много лет спустя после смерти Гурджиева его ученица выскажет свое понимание учения своего учителя, в частности, понимание того, что она называет «экстатической способностью». Эта способность зависит от количества и качества энергии, присутствующей в нашем теле и в наших клетках. Экстаз приходит за счет подзарядки соматических батарей. Сексуальные батареи - самые мощные, поскольку они вырабатывают квинтэссенцию жизненной энергии.

Лица, обладающие такой способностью, подвержены риску использования этой энергии в своих личных интересах. Таким образом, они растрачивают силу без пользы для духовного. Гурджиев имеет в виду физический, эмоциональный или интеллектуальный онанизм. Такие люди испытывают потребность избавиться от этого избытка энергии всякий раз, когда рядом находится магнит, отвечающий их привычкам. Если отсутствуют такие мощные магниты, как романтическая любовь, искусство, стремление к прекрасному, божественному, то экстатическая способность переносится на другие стороны будничной жизни, где она превращается в излишество.

Эту силу, этот огонь алхимиков Гурджиев рекомендовал сохранять для духовного труда. И этот огонь можно поощрять, сохранять и с помощью специальных упражнений преобразовывать в «агента». Этот термин «агент», из области алхимии, учитель применяет, отождествляя его с понятием лечить, обучать, ощущать невидимое.

Та же ученица добавляет, что экстатическая способность плюс способность работать над собой, плюс сила воли создают такого наставника как Гурджиев.

Успенский, ученик Гурджиева, в своем труде «Фрагменты из неизвестного учения» дает толкование ассимиляции и использования энергий, в том числе, половой энергии и возможности ее изменения при построении второго тела, сущности, истинного «Себя».

Глазами Штейнера

 

Рудольф Штейнер прочитал огромное количество лекций о природе человека. Но он оставался очень лаконичным в отношении этой темы, даже если она ограничивалась простыми любовными отношениями. Он не дает прямых указаний на собственно сексуальность. Он делится своим представлением о мужском и женском началах в космосе и дает, по крайней мере, свое представление об экстатическом процессе. Все это носит эзотерический характер, трудно воспринимаемый человеком XXI столетия в обычном практическом плане.

 

Лица, обладающие экстатической способностью, подвержены риску использования ее для самих себя.

  

Случай Кришнамурти

 

Кришнамурти рассказывает о беспорядочных любовных связях. В целом он неуважительно относится к таким вещам, как чувственность или обычная сентиментальность, считая, что большинство любовных интриг - не что иное, как страсть к овладению, желание подчинить, что в свою очередь порождает ревность, страх быть отвергнутым, конфликты.

Кришнамурти рекомендует нам удивительную, на наш взгляд, гимнастику. Проблема,  считает он,  состоит вовсе не в половом акте, совсем наоборот. Он рекомендует проделать эксперимент по отсутствию своего «Я», который доставит радость, идеальное счастье, без прошлого, без будущего. В этом случае желание повторить это удовольствие родится вновь. Парадокс состоит в том, что это относится ко мне. Проблема состоит вовсе не в том, чтобы отдаться сексу, но в том, чтобы узнать, что ищет наша глубинная сущность. Наше мышление упрочивает воспоминание, усиливает желание и требует нормальной здоровой реакции. Это непрекращающийся поиск удовлетворения - причина боли и переживаний. Никакого проку нет в том, чтобы облагораживать удовольствие или его отрицать, избегать или дать ему волю. Оно всегда будет с вами. Но можно и созерцать объект желания, испытывать желание и этим ограничить свой выбор.

Сам Кришнамурти испытывал такую «слабость», хотя и предпочитал не подрывать свой авторитет «нового наставника человечества», как его величали теософы, его первые духовные воспитатели. Согласно их догмату, Кришнамурти должен оставаться непорочным. Тем не менее, в посмертной биографии дочери его ближайшего соратника и друга Раджи Ражагопала приоткрывается завеса некоторых сторон его частной жизни. Более авторитетный биограф Мария Лутиенс рассказывает, что на протяжении всего процесса самореализации близость женщины имела очень большое значение в жизни Кришнамурти. В ночные часы, когда ему приходилось преодолевать самые напряженные моменты «процесса», когда, казалось, дух покидал его, он находился под неусыпным оком женщины. Самой близкой в этом отношении была мать Раджи, Розалинда Раджагопал, в которую в скором времени Кришнамурти влюбится.

Несмотря на свой высокий уровень духовного озарения, Кришнамурти большую часть своей жизни, свыше 20 лет, сохранял эмоциональную зависимость и поддерживал безупречную связь с Розалиндой. Воздержимся от прямолинейных выводов относительно такой почтенной личности.

  

Настоящая любовь:

чистая, без претензий

Приношение вашего сердца

 

Точка зрения Шри Ауробиндо

 

Ауробиндо в своей книге «Практические занятия по полной системе йога» видит в сексуальности одну из помех на пути духовной эволюции, на пути «садхана». Не высказывая откровенного презрения к вопросу о сексуальности, он отводит ему то место, которое ему по праву принадлежит. Это самое обычное место, но только не духовное, хотя свою систему йога он считает аскетической, то есть такой, которая выступает за чистоту, а не за холодную строгость.

Он дает описание человеческой натуры примерно в том же ключе, что и Гурджиев. Интеллект - это очаг мысли и восприятие, сердце - это очаг любви и,  как он называет, очаг желаний.

Сексуальная энергия сама по себе представляет собой могучую силу, питающую все основные силы тела, интеллекта, сердца, а также всю духовную энергетику. Ауробиндо делает различие между физической любовью и интеллектуальной. Каждая из этих видов любви может быть слегка подкрашена другим. Желать другого, не питая любви, будь то из-за физической потребности или подчиняясь инстинкту владения,  часто называют любовью. Притягательная сила красоты тоже может пробудить сердечное желание. Умственная, интеллектуальная любовь это попытка найти в другом свой идеал, что-то такое, что может дополнить вас самих. Если она разбудит в вашем сердце чувства, она может оказаться страстной. И несмотря на это, ее нельзя назвать любовью.

Настоящая любовь, Ауробиндо ее называет душевной, это чистое непритязательное чувство. Это дар вашего сердца. И эта  любовь - ближе всего к божественной любви. Она не зависит ни от каких-либо внешних удовольствий. Но это отнюдь не означает, что другие отделы человека, включая сердце и физическое тело, не могут быть использованы для ее проявления. Напротив, они способствуют сближению с Божественным, помогают принимать свет, материализовать физический контакт. Поскольку они используются в праведном направлении и на достижение истинных целей, они по праву занимают свое место. Однако не следует самообольщаться.  Душевная любовь может быть обманчивой, она может служить оправданием жизненной пульсации. Как правило, психический элемент, если он присутствует в человеческой любви, он смешан со всеми остальными.

По мнению Ауробиндо, «земное сексуальное движение есть не что иное как использование природой основной физической энергии в целях зачатия. Дрожь, вызываемая грубым возбуждением, есть приманка, с помощью которой природа приглашает согласиться с этой процедурой».

В техническом отношении, Ауробиндо утверждает, как это мы находим в школах Тантра и Даосизма, что если половая жидкость не успевает израсходоваться, она превращается в силу, энергию (тейас, ойас). Задача состоит в преобразовании физического вещества в физическую энергию. По мнению Ауробиндо, это приобретает большое значение, когда духовная энергия приводит в движение тело, поскольку без физической поддержки она его бы измотала.

Другая помеха - это   привязанность, которая упаковывает вас в обычную совесть.

Очаг желания является одним из основных препятствий на духовном продвижении (садхана). Он обладает страстью, потом вызывает ревность, потребность владеть. В конце концов, все заканчивается ненавистью, безразличием. Это путь «Эго», усеянный желаниями, требованиями, упреками, разочарованиями. Очаг желания, пока он получает то, что его питает, свидетельствует о признании. Но как только он перестает ждать, он поворачивается, кусая руку, кормившую его. Другим препятствием является привязанность, зависимость, заключающая вас в обычную совесть.

Ауробиндо считает невежественной такую психологию, которая все сводит к половой пульсации. Он, наконец, считает, что стремление некоторых женщин к непорочности не противоречит морали и является частью их естественных, самых глубоких инстинктов.

 

 

Тел./факс: +7(926) 769-75-92; +7(926) 333-15-6Ч;
E-mail: info@kto-ya.ru, сайт: www.kto-ya.ru

Взгляд на сексуальность